Пострадавшим сельхозпроизводителям станет легче благодаря новым условиям страхования
В этом году вступают в силу новые условия страхования сельскохозяйственных рисков. В рамках закона N 424-ФЗ, принятого в декабре, изменились условия господдержки. В частности, фермеры теперь смогут получать страховку за 25 процентов погибшего урожая, также будет учитываться расширенный список страховых событий.
Что может застраховать фермер
Механизм субсидируемого страхования агропредприятий не изменился. Фермеры могут страховать все, от чего зависит их прибыль: урожай культур, поголовье взрослых животных - производителей, племенной молодняк, выращиваемый на продажу, сельхозживотных мясо-молочного направления. Страховка осуществляется от рисков, в список которых включены природные катаклизмы, способные повлиять на продуктивность растений и животных и инфекционные заболевания агрокультур и скота. Застраховать можно любые виды возделываемых культур и сельскохозяйственных животных.
Заключая договор страхования, аграрии самостоятельно уплачивают только часть страхового взноса. Остальное страховой компании должен возместить местный бюджет по обращению сельхозпроизводителя. Естественно, что эта схема будет работать только в случае, если регионы подойдут к агрострахованию ответственно, ведь здесь важна полноценная поддержка бюджета. К сожалению, известны случаи, когда в сложных ситуациях, касающихся бюджетной помощи аграриям в пострадавших, например, от засухи или наводнений, регионах, ресурсы казны оказывались ограниченными.
Что изменил закон
Новшества будут очевидны при наступлении страховых случаев и урегулировании убытков.
- Теперь страховое возмещение, связанное с потерей урожая, должно выплачиваться чаще. В законе прописали пониженную планку гибели сельхозкультур, при которой потери признаются страховым случаем: теперь они могут составлять 25% от плана, тогда как ранее этот порог был обозначен 30%. Фермерам стоит обратить внимание, на схему расчета запланированного урожая, утвержденную Минсельхозом России. Данный параметр рассчитывается исходя из показателей, учитывающих объективную урожайность за последние 5 лет. Иными словами, придумать завышенные цифры не получится, можно действовать только в указанных рамках.
- За аграриями сохранили право оставлять часть риска на собственном удержании, применяя франшизу, размер которой вычитается из страхового возмещения, это позволяет экономить на стоимости полиса. Но новый закон ограничивает возможности фермеров и агрохозяйств, не позволяя им оставлять на удержании риск, превышающий 30% страховой суммы. Ранее максимальная франшиза могла быть установлена в 40%. До нынешнего года с франшизой заключалось примерно вторая часть договоров, половина из которых включала максимальную ставку 40%, однако, экономя при покупке полиса, фермеры не всегда понимали, как в итоге уменьшится выплата возмещения, поэтому законодатели ограничили порог франшизы.
- Также новый закон изменил перечень случаев, подлежащих страхованию. Список был расширен такими явлениями, как "наводнение", "паводок", "подтопление" и "оползень". Новый перечень рисков, связанных с аномальными осадками и поведением водоемов, стал актуальным после грандиозного наводнения на Дальнем Востоке, когда часть случаев аграрии не смогли включить в возмещение.
- Появилась в законе новая графа, дающая возможность страховой компании финансировать пересев погибших культур. Теперь страховщику можно не дожидаться пакета документов с итогами по урожаю. Если потеря посевов подтверждена, он может выплатить фермеру часть средств в счет предстоящего страхового возмещения. Эта сумма позволит сельхозпроизводителю приобрести семена, посадочный материал, произвести подсев, пересев или посадку погибших насаждений.
Очевидные проблемы реализации закона
Идя навстречу потребностям фермеров, законодатели расширили возможности в области страхования, но на практике эта схема может привести к сокращению спроса в регионах, где сегодня ставки субсидирования далеки от актуарно рассчитываемых страховых тарифов. Тариф может превышать ставку субсидирования, а разница ляжет на плечи фермеров, так как государство ее не компенсирует. К сожалению, пока это реальность, ведь ставки субсидирования на нынешний год утверждались осенью, и, соответственно, не учитывали новых изменений закона, в частности расширение страхового покрытия.
Также нынешний год должен стать переходным в плане объединения агрострахования с господдержкой, что может вызвать активизацию нечестных страховых компаний, осваивающих средства субсидий. Аграрии должны будут внимательно выбирать компанию-страхователя. Эти проблемы придется преодолевать совместными усилиями Минсельхоза России, региональных органов АПК и страховых компаний.