Ямов Игорь Сергеевич
Заместитель генерального директора по розничному бизнесу ОСАО «Ингосстрах», член Правления, Президент профессиональной Ассоциации противодействия угонам транспортных средств

- Как развитие современных технологий в области борьбы с угонами влияет на рынок страхования автокаско?

По статистике угонов, которую мы наблюдаем в России, просматривается следующая динамика. Начиная с 1997 года, количество угонов снижалось, но в 2010-2011 гг. тренд сменился – угонять стали больше. Разумеется, страховщики и Профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств серьезно занимаются вопросом борьбы с угонами. Однако, начав с борьбы с угонами, мы пришли к совершенно новым техническим возможностям, которые сегодня открываются перед страховщиками.

Занимаясь противодействием угонам, мы вышли на методику определения цикла стоимости владения автомобилем (в год). Мы пытаемся донести до конечного потребителя мысль, что важна не только стоимость покупки автомобиля, но и то, во сколько автовладельцу обойдется весь период владения автомобилем, включая страхование каско (которое у нас в стране реально дорогое, так как не используется франшиза и наблюдается повышенная частотность страховых событий в крупных городах). Так при среднем цикле владения одним автомобилем 4 года, за этот период на страхование каско будет потрачено от 22 до 32 % от первоначальной стоимости автомобиля.

В случае, если ведется борьба с угонами и повышается защищенность автомобиля, стоимость владения автомобилем за счет снижения затрат на страхование может быть существенно уменьшена  (до 15 %  от первоначальной стоимости автомобиля). Мы выработали модель, согласно которой при установке противоугонной системы, скидка по риску угона должна, как минимум, перекрывать ее стоимость, а лучше, чтобы клиент еще и получал экономическую выгоду. То есть все участники в результате выигрывают – и мы, и страхователи, и поставщики систем защиты от угонов.

Мы сделали ставку на спутниковые системы. Но потенциал устанавливаемых систем, как оказалось, намного шире, чем узкая задача борьбы с угонами. При помощи нее можно вести мониторинг и получать полную информацию об автомобиле, где и как он ездит. В Европе и мире подобные программы стартовали в далеком 2001 году, но кризис и проблемы Евросоюза помешали полностью завершить их внедрение к 2012 году, как планировалось, однако, потенциал системы очень большой. Мы считаем целесообразным использование системы ГЛОНАСС в мирных целях, в том числе для спасения жизни людей, пострадавших в ДТП. Как известно, вероятность выжить на 80 % выше, если медицинская помощь будет оказана в течение первого часа после аварии, то есть при налаживании выезда скорой помощи по автоматическому сигналу о ДТП можно спасти 15-16 тысяч жизней наших граждан ежегодно. Системы наблюдения дают информацию о местонахождении автомобиля с точностью до 3-х метров. Это означает, что если бы, например, машины-участники громкой аварии на Ленинском проспекте были оснащены этой системой, то ответ на вопрос, кто с какой скоростью и по какой полосе ехал, был бы получен однозначный.

Вот на этих технологиях и построен наш страховой продукт. Он базируется на мониторинге местонахождения автомобиля, учитывает фактическое использование автомобиля – сколько, где, в какое время суток ездит водитель, а также индивидуальный стиль вождения (который тоже фиксируется по объективным показателям). Люди, в идеале, должны платить за страхование не по средним тарифам, а в соответствии со своим фактическим риском при эксплуатации автомобиля. Первичная статистика по этому продукту нами уже накоплена, она позволяет шагнуть к следующему этапу.

Предполагается продажа двух типов полисов.

Первая группа базируется на принципе «эконометр» - человек покупает защиту для предполагаемого пробега автомобиля, в случае, если он выйдет за его пределы в течение установленного срока – будет произведена доплата. Понятно, что стоит такой продукт заметно меньше, чем традиционный полис каско.

Вторая группа – для клиентов, которые готовы находиться под наблюдением (то есть установить у себя спутниковую систему), за что им будет предоставлена существенная скидка. При том, что стоимость устройств, устанавливаемых на машину, постоянно уменьшается, и в перспективе будет стремиться к нулю, а скидка по страховому взносу получается очень существенная, выгода клиента налицо. Кроме того, система позволяет компании исключить страховое мошенничество и злоупотребления водителей корпоративных автопарков.

Аналогичную работу сейчас ведут наши коллеги за рубежом. В частности, по оценкам английских специалистов, 65 % их сегодняшних клиентов по автокаско уже сегодня готовы переместиться на этот рынок.

Таким образом, данная новация – перспективный инструмент управления рисками при осуществлении автострахования, в которой выигрывают все добросовестные участники дорожного движения и страхования. Выигрывает и общество в целом, с учетом того, какую важную роль играет транспорт в нашей стране.

По информации сайта http://www.insur-info.ru - Страхование сегодня